Разделы

Популярные статьи

Опрос

Что для вас астрономия?

Увлечение
Хобби
Работа
Другое

Авторизация

Логин:
Пароль:
 
Регистрация  
Забыли пароль?  

Наши партнёры

Выбираете столешницу: столешницы из искусственного камня.
Астрономический портал » Космонавтика » Покорение космоса

Категория: Космонавтика

Покорение космоса

С давних времён люди мечтали о покорении звёздного пространства. На рубеже XIX—XX вв. в научной литературе заговорили о реальной возможности полётов в космос.

Мастером разработки межпланетных перелётов по праву считается русский учёный Константин Эдуардович Циолковский. В 1903 г. он опубликовал труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами», где научно обосновал возможность применения ракет для космических полётов.

На начало XX в. пришлись изыскания изобретателя Юрия Васильевича Кондратюка. В книге «Завоевание межпланетных пространств» он впервые выдвинул идею создания многоступенчатых ракет, работающих на кислородно-водородном топливе.

Без реактивных двигателей полёты за пределы атмосферы осуществить было невозможно. В 1921 г. при содействии Николая Ивановича Тихомирова, проектировщика первых отечественных боевых ракет, образовалась специальная лаборатория по разработке ракетных двигателей. Позже она получит название газодинамической (ГДЛ). Вскоре в ГДЛ появился новый инженер — Валентин Петрович Глушко, возглавивший эксперименты с жидкостными ракетными двигателями (ЖРД).

Следующий этап в развитии теории и практики ракетостроения связан с именем Фридриха Артуровича Цандера. Активный пропагандист полёта к Марсу, в начале 30-х гг. он стал вдохновителем создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В ней работали будущие творцы ракетной промышленности — инженеры Сергей Павлович Королёв, Михаил Клавдиевич Тихонравов, аэродинамик Владимир Петрович Ветчинкин. Вскоре под руководством Королёва ГИРД запустила свою первую ракету, а через полгода — первую ракету с жидкостными двигателями. Их полёты, правда, не превысили нескольких сотен метров. В конце 1933 г. ГДЛ и ГИРД объединили в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). На базе новой организации разрабатывались опытные образцы будущих крылатых ракет и реактивных самолётов. Год нанёс сокрушительный удар зарождавшейся отрасли. Были арестованы почти все сотрудники РНИИ, а эксперименты практически свёрнуты. Немногие из заключённых в лагеря сумели выжить. Постепенно их перевели в специальные конструкторские бюро (КБ) при НКВД.

В КБ заключённые разрабатывали новые типы вооружений. К концу Второй мировой войны вновь встал вопрос об использовании реактивной тяги для летательных аппаратов. В 1945 г. в Германию направили группу специалистов для изучения немецких ракет ФАУ-2. А ещё через несколько месяцев в СССР была создана новая отрасль промышленности — ракетная. На её базе в дальнейшем и стали разрабатываться сложные космические программы.

ПЕРВЫЙ СПУТНИК

Идея изучения просторов Вселенной с помощью автоматической техники имеет свои преимущества и свои недостатки. Отсутствует прямая опасность для человека — в случае неудачи гибнет техника, а не люди. Расширяется и диапазон полётов: аппаратам доступны любые уголки космоса, самые опасные планеты — всё зависит от их надёжности и долговечности. Однако нет возможности устранить сложные неполадки, мгновенно среагировать на неожиданности.

В 1949 г. идея запуска в космос ракет с исследовательскими целями начала претворяться в жизнь Геофизические аппараты, взлетавшие на высоту 100—200, а затем и 400 км, прокладывали путь для искусственных спутников Земли. Созданная для военных нужд ракетная промышленность занималась мирной наукой лишь побочно. Но Сергей Павлович Королев, ставший Главным конструктором советских ракет, мысли о космосе не оставлял. Постепенное совершенствование новой отрасли позволило Королеву поставить в высших кругах вопрос об искусственных спутниках Земли (ИСЗ). Замысел поддержали Но от первоначальной идеи отправить в космос научную лабораторию пришлось отказаться. Все силы были брошены на скорейший запуск спутника. Спешка была вызвана желанием обогнать Соединенные Штаты, тоже готовившие спутник. 4 ноября 1957 г. с секретной «площадки № 2» — так в документах называлась часть современного Байконура — успешно стартовала ракета с ИСЗ. Хотя спутник представлял собой лишь металлический шар с радиопередатчиком внутри, значение события трудно переоценить. Запуск доказал превосходство СССР в ракетостроении. Научная лаборатория, весом более тонны, полетела за атмосферу лишь на третьем спутнике 15 мая 1958 г.

В 1962 г. была принята многоцелевая программа «Космос», в рамках которой осуществлялись запуски спутников, проводимые как в мирных, так и в военных целях.

К настоящему времени число спутников «Космос» перевалило за 2 тысячи. Они использовались для от­работки новой техники, доставки на орбиту грузов, изучения явлений на Солнце и в дальнем космосе, различных народнохозяйственных нужд. Запущенный в 1967 г. спутник «Молния» стал первым в серии аппаратов, обеспечивших связь между самыми отдалёнными уголками страны, а затем и с другими государствами. Космические аппараты помогали прогнозировать погоду, почвенные и геологические изменения, выявлять экологический ущерб. В перспективе стало возможным создание орбитальных заводов.

Основное военное значение спутников заключалось в наблюдении за другими странами, т. е. в шпионаже. Оптические средства того времени позволяли уверенно опознавать и фотографировать объекты размерами до 1 м. Наряду с этим проводились испытания противоспутниковых систем, предусматривавших уничтожение вражеского спутника путём взрыва специального космического корабля.

ПОЛЁТЫ ЛЮДЕЙ В КОСМОС

Вопрос об участии людей в практических исследованиях просторов Вселенной обсуждался уже во второй половине 40-х гг. С созданием более мощной ракеты, способной поднять на орбиту несколько тонн полезного груза, проблема стала разрешимой.

В ноябре 1957 г. на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. В ходе дальнейших запусков животных была доказана возможность жизни в невесомости, отработаны системы ориентации в пространстве, системы мягкого приземления. Не все полёты совершались без потерь, но быстрое устранение неполадок и повышение надёжности » аппаратов сделали реальным запуск на околоземную орбиту первого человека — Юрия Алексеевича Гагарина.

В СССР выделялись огромные средства на космические программы, которые повышали авторитет страны и укрепляли её обороноспособность. Большинство космических разработок проводило Министерство обороны. В отряд космонавтов включали сначала только военных лётчиков-истребителей. Лишь позже в космос полетели гражданские специалисты.

После старта Гагарина изучение за-атмосферного пространства стало вестись пилотируемыми кораблями. В августе 1961 г. Г. С. Титов провёл на орбите целые сутки, сделав 17 витков вокруг Земли. Через год произошел gервый грузовой полет кораблей «Восток-3» и «Восток-4» с Л Г. Николаевым и П. Р. Поповичем. А в 1963 г. в космос отправилась первая женщина-космонавт В. В Терешкова. Инженерная мысль тоже не стояла на месте. В 1964 г. был создан новый космический корабль «Восход», рассчитанный на многоместный экипаж В 1965 г. А. А. Леонов впервые в истории человечества вышел в открытый космос.

Со временем космические корабли становились всё совершеннее, появлялись новые ракеты-носители. Переход от экспериментальных полётов к постоянной деятельности в космосе был связан с программой «Союз». Новый тип кораблей с конца 60-х гг. успешно использовался на околоземных орбитах. На аппаратах этой серии осуществлялась стыковка в космосе, проводились технологические эксперименты, научные исследования земного шара и просторов Вселенной, ставились рекорды продолжительности полётов.

С 1971 г. началась эра обитаемых орбитальных станций, т. е. аппаратов, рассчитанных на многомесячное пребывание в космосе. Они собирались из нескольких частей, доставляемых грузовыми кораблями, и позволяли проводить долговременные эксперименты с научными и военными целями. Первый тип станций получил название «Салют». Всего на орбите в 1971—1983 гг. работало семь «Салютов». В феврале 1986 г. им на, смену пришла станция нового поколения — «Мир-1».

Программа «Союз» существовала довольно длительное время. В космос было запущено свыше 30 кораблей серии, заменённых в 1980 г. на более совершенные — «Союз-Т». На их основе создавались автоматические грузовые корабли, получившие название «Прогресс». На базе «Союзов» советская ко­смонавтика осуществила ряд успешных проектов, среди которых полёты интернациональных экипажей с космонавтами из Чехословакии, Польши, ГДР, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии, Франции, Индии. Почти все они побывали и на советских орбитальных станциях.

В 1975 г., в эпоху развития советско-американских связей, проводилась успешная совместная программа СССР и США. 17 июля «Союз-19» и «Аполлон» произвели удачную стыковку на орбите. Продолжилось сотрудничество двух стран лишь в 90-е гг., когда к российской станции «Мир-1» пристыко-вался американский «Шаттл».

Разработка пилотируемых кораблей нового поколения началась ещё в середине 70-х гг. Итог многолетних трудов был подведён в 1988 г., когда новая ракета «Энергия» доставила в космос многоразовый корабль «Буран» — аналог «Шаттла». Полёт совершался в автоматическом режиме. Впервые космический аппарат без управления человеком произвёл точную посадку на аэродроме.

Уменьшение военного бюджета заставило приостановить новые старты. После распада СССР программа «Буран» была вообще свёрнута.

ЛУНА, ВЕНЕРА, МАРС...

Небесные тела всегда интересовали человечество. Луна и ближайшие планеты, Венера и Марс, стали первыми объектами исследований. Сначала землянам покорилась Луна. В 1958 г. в конструкторском бюро С. П. Королёва создали новую ракету, способную достичь нашей небесной соседки. Первый запуск, осуществлённый в январе 1959 г., оказался неудачным:

«Луна-1» «промахнулась». Она пролетела на расстоянии 6 тыс. километров от цели и стала первым искусственным спутником Солнца.

После переналадки аппаратуры в сентябре того же года запустили «Луну-2». Станция успешно достигла намеченной цели. Уже через полтора месяца стартовала третья станция серии. Применение новых методик позволило ей облететь вокруг Луны, сделав несколько снимков её обратной стороны.

В 60—80-е гг. к естественному спутнику Земли продолжали запускать станции типа «Луна». В 1966 г. девятый аппарат серии смог осуществить мягкую посадку и передать телеизображение лунной поверхности.

Вскоре инициативу изучения Луны перехватили Штаты. 1969 год стал годом высадки первых людей на её поверхность. Ими были граждане США. Американские космонавты шесть раз побывали на Луне.

В 70-е гг. на лунный грунт были доставлены «Луноход-1» и «Луноход-2». С их помощью удалось исследовать большие площади поверхности.

Попытки изучать Венеру начались в 1961 г. В феврале к планете отправилась станция «Венера-1». Новизна эксперимента и отсутствие точных приборов стали причиной неудачи:аппарат пролетел в сотне тысяч километров от объекта.

Успешным можно считать запуск 1970 г., когда «Венера-7» наконец пробилась сквозь облачный слой и достигла грунта. Показания приборов дали много нового материала для изучения Венеры. Исследование позволило повысить надёжность спускаемых аппаратов.

Станции, стартовавшие в 1972, 1975, 1978, 1981, 1982 и других годах, раскрывали всё новые и новые тайны загадочной планеты. «Венера-9, -10» передали первое изображение поверхности, «Венера-13, -14» произвели анализ венерианского грунта. Данные передавались через орбитальные части станций после отделения от них спускаемых аппаратов.

К Марсу первая автоматическая станция устремилась в ноябре 1962 г. В марте 1963 г. связь с «Марсом-1» пропала, поэтому пролёт этой станции в июне около планеты так и не принёс пользы науке.

В 1971 г. к цели отправились сразу два аппарата. После выхода на орбиту от станций отделились посадочные блоки, но связь вновь исчезла.

Штурм красной планеты продолжался... В июле — августе 1973 г. к ней устремился целый караван из четырёх станций. "Марс-4, -5, -6" успешно достигли поверхностей красной планеты, транслировав на Землю серию фотографий. В марте 1974 г. от «Марса-6» отстыковался спускаемый модуль, который после касания грунта внезапно отключился. Седьмая же станция серии вообще пролетела мимо.

Следующий этап исследования пришёлся на конец 80-х гг. При участии учёных из 13 стран мира в СССР разработали многокомплексную программу изучения Марса и его спутника Фобоса. В июне 1988 г станции «Фобос-1» и «Фобос-2» стартовали с Земли. В полёте нарушилась связь с первой из них. В январе 1989 г «Фобос-2» достиг марсианской орбиты и провёл серию исследований. Однако после переключения аппаратов станции для съёмки поверхности Фобоса сигналы перестали поступать...

Американцам повезло больше, их запуски космических станций «Маринер», «Викинг», и в 1997 г. — «Патфайндер» оказались удачными.

ТРАГЕДИИ

История покорения космоса в Советском Союзе знает не только успехи. Происходили и мелкие неудачи, когда отказывали незначительные узлы ракет, и катастрофы с человеческими жертвами. Случалось и невыполнение аппаратами поставленных задач, и закрытие перспективных проектов.

Самая крупная катастрофа, связанная с ракетной техникой, произошла 24 октября I960 г. на «площадке № 4б» Байконура. Во время подготовки к запуску первой межконтинентальной ракеты конструкции М. К Янгеля произошло самопроизвольное включение двигателя, что привело к чудовищному взрыву Погибло 59 человек. Среди них — главнокомандующий Ракетными войсками маршал М И. Неделин, заместитель министра А. Г. Гришин, несколько конструкторов и механиков. Сам академик Янгель спасся случайно, отойдя покурить за минуту до взрыва. Позднее Н. С. Хрущёв спросит его: «А вы почему не погибли?». Расследование выявило грубейшие нарушения режима подготовки ракеты к полёту. На старте скопилось множество посторонних лиц и были отключены все механизмы контроля за пуском. С тех пор контроль на стартовых площадках усилился, а наблюдение за подготовкой стало производиться из укрытий.

В ряде случаев неполадки в оборудовании приводили к гибели космонавтов. В апреле 1967 г. потерпел катастрофу «Союз-1» Отказ парашютной системы стал причиной смерти В. М. Комарова. Тогда впервые приподняли завесу тайны над космическими полётами, и советские люди поняли, что проблема их безопасности остаётся открытой.

Летом 1971 г. произошла ещё одна трагедия. После трёхнедельного пребывания на орбитальной станции «Салют-1» экипаж «Союза-II» начал запланированный спуск на Землю. Однако после приземления космонавты не подавали признаков жизни. Причиной гибели Г. Т. Добровольского, В Н. Волкова и В. И. Пацаева стала разгерметизация кабины аппарата в безвоздушном пространстве. Тщательное расследование и повышение надёжности кораблей, задержавшие новые полёты на два года, позволили избежать дальнейших человеческих жертв. Случалось, что многообещающие разработки некоторых космическихпрограмм прекращались. Такое было, например, при жизни С. П. Королёва: после удачных запусков 1957— 1961 гг. свернули проекты конкурентных конструкторских бюро по разработке космических кораблей многоразового использования. Такая же судьба постигла в начале 70-х гг. «детище» самого Королёва — ракету Н-1. Она могла бы составить конкуренцию американскому проекту освоения Луны, так как выводила в космос более 100 тонн полезного груза. Но растягивание программы на долгие годы, переориентация советского политического руководства вынудили отменить приближавшиеся к концу испытания. В 1974 г. на место преемника Королёва, В. П. Мишина, пришёл В. П. Глушко. Он ещё в 60-е гг. отказался работать над проектом Н-1, что, собственно, и задержало создание ракеты. Проект Н-1 был объявлен ошибочным, а конструкторское бюро занялось идеями Глушко, воплотившимися впоследствии в «Буран».

В 1976 г. под влиянием того же В. П. Глушко прикрыли другого конкурента — проект «Спираль». Спроектированная конструктором Г. Е. Лозино-Лозинским, «Спираль» представляла собой трёхступенчатый космический корабль многоразового использования. По ряду характеристик она даже превосходила «Буран», причём опытные образцы уже летали. Но поддержка министра обороны Д. Ф. Устинова, полагавшего, что «двух программ мы не потянем», стала главным «аргументом» Глушко. «Спираль» забросили, а «Бурану» дали «зелёный свет».

СОВРЕМЕННЫЙ КОСМОС

В конце XX в. космические программы в России крайне ограничены. Отсутствие финансирования и массовый отъезд специалистов за рубеж нанесли космической отрасли сильный удар. Закрыт проект «Буран», созданный для Министерства обороны, снизилось общее число запусков. Из нескольких «Буранов» в настоящее время сохранилось всего два: один стоит в парке культуры и отдыха имени А М. Горького, а другой возят по различным выставкам. Орбитальная станция «Мир-1» находится в плачевном состоянии. Для её полного возрождения необходимы гигантские суммы.

Недостаток средств НПО «Энергия» пытается покрыть за счёт совместных проектов. Российские ракеты стали выносить в космос многочисленные спутники иностранных фирм. Однако конкуренция на рынке космической продукции постоянно растёт, и доходы «Энергии» вновь начали уменьшаться.

В покорении космоса принимали участие сотни тысяч людей. Запуски ракет и героические подвиги космонавтов не могли осуществиться без достижений гениальной технической мысли инженеров, без труда простых рабочих. Помимо конструкторского бюро Сергея Павловича Королёва в освоении космических просторов участвовало много других организаций и КБ. Проблемами запуска ракет занимались в бюро Владимира Николаевича Челомея и Михаила Кузьмича Янгеля, реактивными двигателями — у Валентина Петровича Глушко и Семёна Ариевича Косберга, созданием систем управления и автоматизации — в лаборатории Николая Алексеевича Пилюгина. Их имена навсегда вошли в историю человечества.

Похожие статьи:

  • Ускользнувшая Луна
  • Космос и Радио
  • Автоматические межпланетные станции
  • Проекты освоения Марса
  • Американцы на Луне

  •  (голосов: 0)
    Комментарии (0)   | Распечатать


    Добавление комментария
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:

    Код:
    Включите эту картинку для отображения кода безопасности
    обновить если не виден код
    Введите код: