Разделы

Популярные статьи

Опрос

Что для вас астрономия?

Увлечение
Хобби
Работа
Другое

Авторизация

Астрономический портал » Космонавтика » Наши в космосе

Категория: Космонавтика

Наши в космосе

Сколько хвалебных, безудержно восторженных очерков, репортажей, статей написано о наших космонавтах! Их не перечесть. Человек еще только собирался в первый полет, еще не успел ничего сделать, ни в чем себя не проявил, а мы ему воздавали незаслуженную похвалу, наделяли новобранца космоса несвойственными чертами, употребляя при этом массу лестных эпитетов.

Хотя чему удивляться: какое время — такие и нравы. Вот и лукавили газетчики, идя на сделку со своей совестью. Нередко, зная правду, они не могли поведать о ней на страницах газеты.

Бесспорно, среди плеяды космических путешественников нашей страны, число которых достигло 70, немало ярких интеллектуальных личностей зарекомендовавших себя настоящими профессионалами, высококвалифицированными специалистами.

Об этом наглядно свидетельствует история пилотируемых полетов.

ПРИЗНАННЫЙ АС

Вот лишь один яркий пример. Космонавт Владимир Джанибеков.

Последний раз его позывной «Памир» звучал в эфире летом 1985 г., когда он вместе с Виктором Савиных совершил уникальный по задумке и мастер-j ский по исполнению полет на корабле «Союз Т-13» к «Салюту-7».

Длительное время орбитальная станция дрейфовала в беспилотном режиме, не отвечая на запросы Земли Никто не знал,что с ней.

И вот к умолкшему «Салюту-7» повел свой космический корабль Джанибеков. На удалении 10 км «Памиры» визуально обнаружили станцию. Расстояние и скорость сближения определяли по лазерному дальномеру.

Полученные данные вводились в вычислительную машину которая делала необходимые расчеты. С расстояния 2,5 км Джанибеков перешел на ручное управление. Он подлетел к «Салюту-7» на близкое расстояние, «завис», сделал облет, осмотрелся и, выбрав удобную позицию, пришвартовался к вращающейся станции. Мужество и высокий профессионализм «Памиров» спасли «Салют-7» от неминуемой гибели.

И ТУТ БЕРЕГОВОЙ РАСТЕРЯЛСЯ...

Но, к сожалению, есть факты и иного рода, когда не в самой сложной обстановке космонавты действовали неграмотно и поспешно.

Выдам одну маленькую тайну, о которой столько лет молчали. Впрочем, тайной это было только для советских людей.

Речь о неудачной стыковке космических кораблей «Союз-2» и «Союз-3» в октябре 1968 года.

Откровенно говоря, никто не предвидел подобного развития событий, да и не мог предвидеть. Ведь за штурвалом «Союза-3» находился опытный летчик-испытатель Георгий Береговой, которому доверили испытание нового корабля.

Как развивались события? Чтобы быть совсем точным, надо сказать, что бортовые системы обоих кораблей работали безупречно. Сразу после выведения на низкую орбиту корабля «Союз-3» автоматика подвела его на 100 метров к беспилотному «Союзу-2». Береговой переключил управление на себя. Это была первая попытка стыковать вручную пилотируемый корабль с беспилотным.

Но космонавт непроизвольно, говоря авиационным языком, выполнил переворот. Нетрудно представить, что дальше все пошло вкривь и вкось «рули» возымели обратное действие. Как ни пытался пилот подвести корабль к стыковочному узлу, у него ничего не получалось. Состыковаться в такой ситуации просто невозможно. Береговой совершенно забыл о том, что определять свое положение в пространстве нужно по расположению навигационных огней. Это вызывает удивление.

Одна беда, разразившаяся как гром среди ясного неба, повлекла за собой другую. Космонавт не вел контроля, о чем предписывала инструкция, за расходом рабочего тела в двигателях причаливания и ориентации (ДПО).

Топлива в баках ДПО практически не осталось. А это уже аварийная ситуация. К счастью, запасной движок не подвел...

Действия пилота нельзя объяснить никакой элементарной логикой или здравым смыслом. Он попросту потерял голову! Лично у меня, бывшего летчика-истребителя, комментировавшего тогда этот полет в координационно-вычислительном центре, сложилось впечатление, что Береговому прежде не часто доводилось участвовать в настоящей испытательной работе. Был бы жив Гагарин, Береговому никогда не доверили бы этот ответственный полет, утверждали многие. После посадки «Союза-3» наша пресса с особым пафосом извещала об очередной выдающейся победе советской космонавтики. Береговой за неудачный полет получил высшую награду, генеральское звание, высокую должность.

СТОИЛО ПЕРЕЙТИ, НА АВТОМАТИКУ....

Достоянием гласности, по моему мнению, должен стать и неудачный первый полет Владимира Коваленко в октябре 1977 года на «Союзе-25».

Сразу подчеркну: никаких экстремальных ситуаций не было. В ту пору была узаконена такая схема: автоматика сближает корабль со станцией до дальности 100 метров, далее командир корабля выполняет причаливание и стыковку вручную»

И на сей раз автоматика сработала точно. Однако стыковка не состоялась по причине неумелых действий экипажа.

С большой долей уверенности можно утверждать, что у Коваленко не было никаких навыков в выполнении стыковки, он не четко контролировал и анализировал свои действия. А ведь был выход из сложившейся ситуации. Стоило перейти на автоматику, и корабль причалил бы к станции. Но нарушить принятую схему не отважился ни руководи гель полета, ни тем более командир. А так экипажу через двое суток пришлось возвращаться на Землю. Скупое сообщение ТАСС, ни слова не обмолвлено о неудачной стыковке.

В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС — ИЗ-ЗА ВЫБРОШЕННОГО МЕШКА

Вопрос об ответственности космонавта за порученное дело становится острым и актуальным в настоящее время, когда участились случаи нарушений правил эксплуатации космической техники. Некоторые относят это к разряду случайностей. Правомерен вопрос; не многовато ли в этом деле случайностей?

Космонавты Романенко и Лавейкин загрузив «Прогресс» отходами, задраили входной люк. И тут кому-то из них под руку подвернулся ненужный мешок с инструментами. Поленившись открыть люк грузовика, они сунули мешок в межлюковое пространство, надеясь, что при отчаливании корабля мешок уплывает в космос. А он возьми и зацепись... Когда прибыл «Квант», стало невозможно полностью стянуть объекты. Волей-неволей космонавтам пришлось выходить в открытый космос. Все обошлось. А если бы заклинило штангу или сгорел электродвигатель? Рухнула бы программа «Мир».

СБИЛ НОГОЙ АНТЕННУ

Острейшая драматическая ситуация сложилась и при второй попытке состыковать «Прогресс М-7» с комплексом. Только по счастливой случайности удалось избежать глобальной космической катастрофы с жертвами. В отличие от предыдущих стыковок космонавты находились не в «Союзе», а в «Кванте», к которому по не расчетной траектории на всех парусах «несся» «Прогресс» и должен был к нему пришвартоваться.

И только в последний момент специалисты по телевизионной картинке обнаружили, что «грузовик» идет не так, как ему следовало: под большим углом к продольной оси «Кванта» и значительно ниже оптимальной траектории (а приборы показывали: все в норме). В самый критический момент успели выдать команду «на отвод». «Прогресс» прошел от комплекса на удалении 8—10 метров…

Нетрудно представить, что могло случиться, дай сбой в этот ответственный момент бортовое телевидение (а такие случаи имели место при стыковках). «Грузовик» непременно врезался бы в «Квант», и комплекс разлетелся бы на куски.

Что же произошло? Первоначально полагали, что одна из антенн радиотехнического комплекса системы сближения «Курс» дает искаженные данные по той причине, что кто-то из космонавтов во время выхода на внешнюю поверхность комплекса «погнул» кронштейн крепления антенны. Ну, ладно, куда ни шло, задел нечаянно ногой. Однако во время последнего выхода в космос было установлено, что чаши антенны вообще нет на месте! Видимо, космонавт сбил ее во время выхода в космос... Причал на «Кванте» теперь не в состоянии принимать «Прогресс».

Грустный вывод можно сделать из приведенных примеров. Сказать, что космонавты проявили недисциплинированность — значит, сказать очень мало. Поэтому выскажусь откровеннее и резче: во все случаях была вопиюща безответственность. И поражает, что чиновникам все это сходит…

Похожие статьи:

  • Гибель Комарова
  • 12 минут с большими приключениями
  • Мы спаслись, они погибли
  • Им не хватило двух секунд
  • Американцы на Луне

  •  (голосов: 0)
    Комментарии (0)   | Распечатать

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.